Если правда нужна - будет, конечно, не вопрос. А если вместо стиральной машины будет новый комп или там брюлики - могу и упереться, причем дело не в цене. Вообще я имел в виду другое, возможность пойти и купить телевизор прямощас вечером из карманных денег (то самое "без ущерба тумбочке") мне не очень важна, подобная возможность совершенно не греет душу. Дорогостоящие покупки обычно подразумевают длительный поиск, выбор, ожидание доставки и прочее, первый попавшийся телек из ближайшего магазина - это "не то". Когда приходится поступать подобным образом (типа, стиралка сломалась) - это плохо, форс-мажор и доводить до такого не надо.
Вряд ли же все ученики такие и вообще нет нормальных. Скорее всего образовалась некая компания мажоров, а девочке очень хочется попасть туда. Компания этим ничем хорошим ей не светит, а чтоб оградить от этой компании - достаточно не покупать айфоны и Прада, сопротивляться до последнего и проводить воспитательную работу. Особенно если купить айфон - не проблема. Меня в детстве пугали темой "быть как все, серой массой" и "стадом баранов", в итоге просить чего-то просто потому, что "у всех есть, а у меня - нету" - это был нонсенс.
maximkr, ну не знаю, я например не доверяю себе в подобном поиске, и предпочитаю обратиться к профессионалам, определить цели и бюджет. И потом в соответствии с рекомендацией просто купить.
Мне кажется, что все таки стоит, как и в бизнесе, разделять расходы на "капитальные и текущие" Карманные деньги - это на пиццу, мороженое, книжку, проезд, кино и т.д. А покупка компьютера -= это большие семейные расходы. Для 10-летнего ребенка главная работа - учиться, а все необходимое для этого ему родители купят. Еще мне нравится, что у американцев есть традиция проводить семейные советы, где обсуждаются важные вопросы. Вот если компьютер нужен для дела, и ребенок бы это обосновал на семейном совете, то купить ему компьютер нужно однозначно. А если компьютер нужен в основном для игр, то можно и подумать еще, и условия какие-нибудь дитю дополнительные поставить.
А мне наоборот, процесс поиска/выбора нравится больше, чем собственно покупка. В свободное время люблю так поковыряться в инете, разобраться с какой-нибудь товарной категорией, выбрать чего-нибудь и не покупать (ибо никакого разумного use case у меня нет). При этом изучать вещи, которые в принципе нельзя купить/потрогать (например, ракеты или ядерные реакторы) не интересно. Если взять тот же спектрометр - его же просто так не купишь, их много бывает разных, для разных областей применения. Т.е. чтоб что-то такое выбрать, сначала нужно долго вникать в предметную область (а оно там обычно на "чайников" совсем не заточено), читать всякую специальную литературу по физике/химии, потом заказать девайс где-нибудь на e-bay частями, потом собрать все это, потом сделать/докупить примочек (для каждой из них цикл повторяется), собрать установку, поиграться с ней месяц-другой, сделать полезного на копейку и забить Т.е. само устройство - это просто катализатор интереса к какой-то области естественных наук и повод почитать книжки. В данной ситуации "захотелось - купил" не работает (на хотелки можно легко спустить бюджет какой-нибудь небольшой страны), это вообще не основание для покупки, главное - практическая польза. Вот зачем покупать 3-й понтовый велосипед в семью, если у нас ни одного спектрометра нет, даже самого плохенького ?
Polly, универсального подхода к воспитанию нет, и быть не может. Я лишь изложил свое виденье, и-то во многом теоретическое. Это как хочу я что бы оно было, а как оно будет я не знаю. Подход семейного бюджета для нужд ребенка мне не нравится тем, что ограничиваться он будет моими возможностями. Я не хочу быть жлобом, которые не купит ребенку компьютер за 200.000, несмотря на то, что по моему бюджету он пролазит, или не буду ему обновлять айфон каждый год, хотя такая возможность есть. Пускай он сам решает что ему надо в пределах своего бюджета а не моего, иначе папка будет жлоб который родному ребенку зажал, а хотелки у подростков ого-го.
GreyCat, а почему ты не хочешь покупать комп или айфон, если по бюджету он пролазит ? Ну в самом деле, почему бы не купить, другим же покупают ? ИМХО эту причину и нужно объяснить. Выделение бюджета ИМХО не панацея, папка может оказаться таким же жлобом, т.к. в его бюджет комп не влезает, а у приятелей - есть. Я тут приводил недавно интервью с сыном Ходорковского, он там писал что во время учебы в школе ему отец (еще до ареста) мало денег выделял, а у них в классе были ребята, которым машинки просто за хорошую учебу покупали. Там речь явно про фиксированный бюджет была, т.к. сын учился в другой стране и с отцом редко общался.
maximkr, У тебя есть на руках 500.000 руб, ребенку нужен компьютер - это без вариантов. Я предлагаю выделить для этих целей 30.000, и не копейкой больше, пусть как хочет так и выкручивается. Ты предлагаешь рассматривать все 500.000 руб в качестве бюджета компьютера, но проблема в том, что всегда можно чуть-чуть добавить и получить чуть-чуть лучше, и процесс этот бесконечен, и способен съесть весь твой бюджет. Значит надо ставить какие-то рамки, что я и предлагаю. Т.е. 30,000 за комп, и вариант доплатить еще 100 руб за в 2 раза больший диск уже не работает, т.е. это не я жлоб который удавится за 100р, это рамки бюджета. До ребенка надо донести, что обоснование покупки ограничивается не только фантазией и способность придумать зачем это надо, но и финансовыми рамками. Т.е. он может сколько угодно обоснованно доказывать что ему нужен комп за 200.000, но он этого не получит, потому что это вне бюджета. Кстати, раз ты заговорил, учеба в университете бюджет однозначно должен быть фиксированным. К этому времени ребенок уже должен понять как тратить и как экономить. В моем случае, после окончания школы ребенок получает доступ к деньгам трастового фонда, которых ему должно хватить на то что бы учиться в любом университете и покрывать стоимость учебы, жилья, питания и пр. дел. Как он ими распорядится -это его проблемы. Купит он себе ферарри и пойдет в ПТУ - это его проблемы, тут я уже ничего сделать не смогу, поздно, если не захочет, заставить учиться я его все равно не смогу, но и содержать тоже не буду.
Ричард Брэнсон начал заниматься предпринимательской деятельностью в 7 лет вроде бы. Хотя например с учебой у него были большие проблемы (из-за дислексии в частности). Считаю, что ребенка надо поощрять и направлять на путь по которому он будет понимать, что блага надо зарабатывать, иначе и после 18 лет он будет продолжать сидеть на шее у родителей.
Да, часто бывает, что чем дороже, тем лучше, но тут еще нужно обосновать (мне) зачем ему это "лучше". Т.е. просто винт в 2 раза больше - не аргумент , а объяснение что он с этим большим винтом будет делать полезного - вполне. Или, например, видеокарточка мощная - она же нужна только чтоб в игры играть, если я этого в принципе не одобряю - будет какая-нибудь встроенная видеокарточка. Вариант с фиксированным бюджетом в 30 тыс. может привести к тому, что будет накуплено куча всякой ерунды, чтоб денег не пропало, а реально там бы хватило и компа тыщ за 15. Я сейчас этот момент наблюдаю на примере подарочных карт, которые дарят ребенку на ДР - при таком финансировании мы просто вынуждены покупать всякую ерунду задорого (которую за живые деньги никогда бы не купили), натуральное "осваивание бюджета". Ой, не знаю. Я себя даже после института вспоминаю - кучу денег на всякую ерунду извел (типа ноута по цене квартиры), а нынешнюю квартиру купил совершенно случайно, т.к. женился быстро и съемная однушка жену не устраивала. Если бы не женился тогда - наверняка бы тоже чего-нибудь прикольного вместо квартиры купил. Экономным я стал после личного финансового кризиса в 2006 (до того думал, что доходы бывают только вверх). Вряд ли этому можно научить, тут надо самостоятельно прожить.
maximkr, Тут вопрос не в деньгах, плевать на них, тут вопрос принятия решения, и ответственности за свое решение. Пусть он купит 386SX33 за 30.000, я вмешиваться советами не буду пока не спросит, и то, если помогу, то только советом. Это его решение, если он считает правильным взять такой комп, но что ж, ему с этим жить. Пусть делает ошибки, переплачивает, получает меньше на потраченный рубль, я палец об палец не ударю. Поверь, намного доходчивее ему объяснят его друзья на таком же форуме, кто он и в чем его ошибка, другой раз будет умнее. Так что пусть спускает на барахло и учится, быстрой замены или второго шанса он не получит. А что я сделаю? буду его каждый день за ручку водить на лекции в универ? нет уж. К 16-17 годам у него уже должно быть стойкое представление что такое деньги, как их тратить, как их экономить. Так же он четко должен представлять что он будет делать дальше по жизни. Захочет он стать нейрохирургом, что ж проведу его через все 25 лет учебы, или сколько понадобится, захочет стать ассенизатором, проведу только через 8 лет школы, отдам деньги что сэкономил на универе, и пусть возит дерьмо на чем хочет.
Классовые распри в школьные годы были всегда. Вспомните себя лет в 11-13, просто сеичас камень преткновения Аифон, а в наше время, допустим, это были джинсы и кроссовки, или рюкзак поярче. А костюмы Адидас и Наик на рынках купленные. И ведь было же, что у кого все это есть, тот царь и бог, а у кого нет, изгои. Ценности меняются, а ведь ценовои эквивалет остался почти таким же - пол зарплаты (образно говоря).
Вспоминаю себя в 11-13-16 лет,совершенно ничего такого не помню, изгоем себя из-за отсутствия чего-либо точно не ощущал. Да, какие-то комплексы были (в том числе и из-за внешности), неудачи на любовном фронте тоже были, но на одежду/вещи поиск причин почему-то не распространялся. Более того, даже если дарили какую-нибудь одежду на ДР - это воспринималось как "нечестный подарок".
maximkr, ты чуть старше меня, мои 11-13 лет пришлись на послеперестроечное время валютных магазинов, плюс я из прибалтики, дефицита не было, но цены были "красивые" и в непонятнои валюте.
Ну, вообще у кого-то что-то было, помню игры типа "ну погоди", железные дороги, видики, электронные часы, магнитофоны, компы типа "спектрум". Но никаких изгоев по этому поводу не было, ходили по гостям и играли в у кого что есть Вообще в той ситуации хотеть что-то типа одежды или айфона для понта было неправильно (особенно если у остальных он уже есть), хорошо было найти чего-нибудь редкое и делиться этим со всеми (как бы в обмен на те развлекухи, что у них есть). Были ребята, у которых родители были шишками какими-то, по заграницам ездили, отдельные девушки к таким липли, но просто на общении между собой это не сказывалось никак.
Согласна, что универсальных рецептов на все случаи жизни не бывает. Вообще у меня по многим вопросам есть своя, достаточно определенная точка зрения. Но это не значит, что я жду, что все остальные будут жить по моим правилам. Уважаю другие обоснованные мнения. И необоснованные тоже. И даже если у человека совсем нет определенного мнения по какому-то вопросу – тоже хорошо. А вот поспорить люблю, к сожалению :cray: Для меня серьезная покупка, вроде компьютера или машины, в 16-17-18 похоже на сдачу квалификационнного экзамена на умение принимать решения и распоряжаться финансами. И очень бы хотелось, чтобы ребенок к сдаче этого экзамена пришел подготовленным – чтобы он умел ставить финансовые цели, оценивать разные варианты, принимать решение, отстаивать это решение, если нужно. В 10 лет с такой задачей ребенок точно не справится, хотелось бы, чтобы в 16-17 справился, причем ему не пришлось бы потом серьезно расплачиваться за свои неправильные действия. А вот как это сделать, пока не представляю. Может, для этого и нужны карманные деньги, чтобы пока «на котиках» тренировался… А про то, стоит ли купить новый айфон, если у остальных уже есть, думаю, по ситуации. Если купить, то ребенок будет такой же, как все, не будет чувствовать себя ущербным. А если не купить, то есть шанс, что научится спокойно принимать то, что он не такой как все. Видела ситуацию, когда один мелкий ребенок рассказывал про свою новую компьютерную игрушку, а второй про то, как они с отцом на рыбалку ездили. Второму завидовали больше.
А меня скудные карманные деньги сподвигли пойти на работу по исполнению 18 лет, хотя и до этого уже шабашками занимался, и фуры разгружать приходилось. Но если было что-то, чего действительно очень хотелось, то после мотивирования данной покупки отцу, данная вещь приобреталась. Про игрушки - они есть у всех, а с отцом на рыбалку сейчас редкость...
Если верить Маслоу (а я, в общем-то, верю), спокойно воспринимать себя "не таким как все" начинают после того, как ощутили себя "такими как все"; это последовательные ступени развития личности. Но материальное - карманные деньги, распоряжение деньгами и т.п. - лишь часть этих ступеней...
olana, совершенно верно, что бы быть лучше других, надо сначала стать как минимум таким же, и уже расти от этого уровня в том или ином направлении. Ребенок инвалид никогда не впишется в компанию здоровых детей, и будет обречен быть изгоем до взросления. То же самое и с детьми которых вместо того что бы обеспечить хотя бы на уровне сверстников, кормят баснями про эфемерную неординарность, придумывают искусственные предметы для гордости навязывая взрослое виденье проблемы. Оно так не работает, и никогда не работало, может только после войны в период поголовной нищеты. Дети из семей алкашей, которые не могли обеспечить самый минимум как правило общались с такими же, с детства промышляли мелкими кражами и поголовно стояли на учете в комнате милиции. Они были изгоями в приличных компаниях, и вынуждены были тусоваться вместе. Хотите что бы ваш ребенок попал к ним в компанию, лишите его того что имеют другие дети. Можете сколько угодно кормить его баснями про "не такой как все", и он действительно будет не таким, только в худшую сторону. Это ваш выбор.
Ну… не могу не согласиться – в таком видении. Это ж получается, что если ребенку новый айфон не купили, то он сразу становится алкоголиком, инвалидом и изгоем. Конечно, я такого своему ребенку не хочу. Но ведь можно и в другую крайность скатиться и стать участником игрушечной гонки вооружений, когда родители станут обязаны покупать ребенку любую вещь, которая появилась у кого-то из его окружения. С мотивацией «чтобы не хуже других был». Если из моего детства, то, конечно, было что-то, что было у всех абсолютно. А были у каждого свои личные крутые игрушки. Например, у меня была железная дорога, а у подружки замечательный набор фломастеров. И это в том числе способствовало развитию «кооперации и сотрудничества». Больше всего игрушек было у детей военных, но они отцов мало видели. Мне иногда даже казалось, что родители так откупаются за отсутствие прямого участия в жизни ребенка. Вот поэтому я и думаю, что покупать по ситуации. Иногда дитя обойдется.
Polly, если хочешь, то да. Млин ну как вы не понимаете, 50 лет назад наличие у ребенка шариковой ручки было на много круче сем сегодня самый крутой айфон. Попробуйте сегодня не дать ребенку в школу шариковую ручку. Проматевируйте это тем что шариковая ручка это слишком круто для него, и пусть таскает с собой невылевайку и перо. Достаньте старые боты, твои рваные штаны и байковую рубашку в которой вы в гараже с машиной возитесь. А так же объясните что он не такой как все. Я вам гарантирую, что вечером он придет в слезах, и будет реветь каждый день, потому что он выделяется, он будет клоуном и изгоем, у него нет того, что есть у всех, нормальная ручка и нормальная одежда, и если у всех есть айфон, то и айфона тоже. И у вас тут 2 выбора, либо купить ребенку нормальные школьные принадлежности, одежду и айфон, а если надо, то и айпад и мерседес с шофером. А если не можете обеспечить его школьным минимумом, то ищите ему школу попроще, где этих вещей у детей не будет, но не травмируйте ребенка дуратскими баснями про особенность, но с голым задом. Много лет назад толпа на рынке распинала цыгана. Картина была маслом, поздней осенью, было достаточно холодно, кругом уже все было покрыто инеем, на рынке появилось 2 персонажа, цыган отец и сын. Отец был прилично одет по сезону достаточно тепло, а вот чумазый отрок лет 5 был босым, из одежды на нем было только несуразные шорты размеров на 10 больше, в которых он утопал, и подтяжки. И вот толпа начала распинать нерадивого отца, но его ответ меня просто убил, он заявил что его сын еще слишком мал что бы носить одежду!!! Я на всю жизнь это запомнил, и когда я читаю некоторые ваши посты, я вспоминаю этого цыгана.
GreyCat, да ладно, это какие-то твои персональный тараканы про цыган. Мне лично цыгане в целом нравятся – они поют хорошо, у них девушки красивые, они судьбу предсказывать умеют. Правда, немытые часто и воруют, но это уже про другое... Во-первых, мне не нужно, чтобы ты принял мою точку зрения, нам же совместных детей не воспитывать, просто мысли вслух. Во-вторых, где я написала, что не нужны шариковые ручки, нормальная одежда и обувь и прочие необходимые вещи? В-третьих, все люди по определению особенные – со своими талантами и странностями. В-четвертых, я тоже люблю современные «игрушки», они делают жизнь приятнее и удобнее. Мне бы только хотелось, чтобы дети оценивали друг друга не только по дорогим игрушкам, а еще и просто как люди. А то ж получится как в старом анекдоте про девочку, которой мама на шею котлетку привязывала, чтобы хоть собаки с ней играли.
Polly, я просто до тебя пытаюсь донести простую вещь, что если все дети что-то имеют, это значит что и твой ребенок обязан это иметь. А что это за вещь - вопрос второстепенный, ручка это, или айпад - не важно. Важно, что если это есть у всех кроме твоего ребенка, то это в твоих же интересах сделать так, что бы у твоего ребенка это тоже было.
GreyCat, Сейчас согласна без всяких оговорок. Если у все есть, то и у моего должно быть. А вот если есть у половины? Или есть у одного-двух самых крутых. Уже нужно покупать или можно сделать это чуть позже?
Кстати, "все имеют" обычно означает "правильный" выбор группы. Т.е. реально эти "все" может означать 3-4 человека из класса, на которых почему-то пытается ровняться ребенок. Меня вопрос "у всех есть, у меня нет" никогда не беспокоил, ни в школе, ни даже в институте. Бюджет не резиновый, а потратить его на свои собственные хотелки было куда интереснее, чем на хотелки других. Ну и желание быть как все - вовсе необязательный элемент для того, чтоб становиться не таким как все. Скорее это зависит от воспитания - пугают родители "все будут умные, а ты дурак" или единением со "стадом баранов".