Узкоколейки Смоленщины

Тема в разделе "Вехи", создана пользователем Krivich, 13 окт 2011.

  1. Krivich
    Оффлайн

    Krivich Новичок

    Credit:
    - $1,59
    Book Reviews:
    0
    [​IMG]
    Источник фото

    Увлёкшись свежей трамвайной темой попал, опять таки, на старую газету 2003 года, где с горечью констатируется ещё об одном крахе -крахе узкоколеек Смоленской области.
    Статья называется Дорог все меньше. А дураков?

    Статья оптимистично начинается:
    От чистого сердца аплодируют смоляне железнодорожникам и строителям, капитально обновившим вокзал в городе-герое Смоленске. Не в каждом храме встретишь такое великолепие. Цветные гранитные полы отшлифованы до зеркального блеска. Любовно отреставрированная лепнина потолков и колонн удачно подсвечена. Ажурные люстры будто парят в воздухе. Нежат глаз пастельные тона стен. Рациональнее размещены все службы обслуживания пассажиров, информационные табло. В зале 12 касс. Для отдыха людей — новые кресла, гостиничные номера, ресторан, видеомониторы.

    [​IMG]

    Но трагично заканчивается:
    ... под угрозой закрытия железная дорога на Владимирский тупик, построенная еще графом Уваровым в начале XX века. Станции Вадино, Яковское, Игоревская, Канютино, Никитинка, Владимирская названы в честь его детей. В эту лесную, болотную глубинку ничем больше не добраться. Последствия остановки работы железной дороги... просто трагичны: развал трех леспромхозов, завода древесно-стружечных плит, тысячи безработных. И пешеходов. Как при царе Горохе.

    С момента написания этой статьи, видать уже ни рельсины не осталось? Сразу вспомнился нашумевший (в узком кругу :) ) фильм "Край" с Машковскими гонками на паровозах.

    В разделе Аэродом мы уже обсудили, что местная авиация нерентабельна, её не будет, трактора давно развалились, и паровозы порушили, а помнится на Сортировочной столько паровозов стояло аж жуть...
    Что же остается народу?
    [​IMG]
    Только Калина для деревни, но и на неё денег нет...

    Очень интересная подборка (с картами) по всем узкоколейках Смоленщины:
    УЗКОКОЛЕЙНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
  2. Neo1288
    Оффлайн

    Neo1288 Well-Known Member

    Credit:
    $682,78
    Book Reviews:
    0
    Ветка на Вл. Тупик до сих пор функционирует. Даже пригородный ходит.
    Из узкоколеек знаю только одну рабочую - на торфопредприятии в Остре.
  3. lexa1-87
    Оффлайн

    lexa1-87 Новичок

    Credit:
    $905,00
    Book Reviews:
    0
    А с какого перепугу ветка на Владимирский тупик и, тем более, станция Смоленск-Центральный попали в разряд узкоколеек?
    Узкоколейки как раз и умерли тогда, когда перестали быть нужны крупным и богатым предприятиям, поскольку любая железная дорога требует серьезных затрат на поддержание в рабочем состоянии, а эффективность показывает только при достаточно больших объемах перевозки. А уж коль поезда ходить перестали, то охотники на металл - тут как тут.
    Интересна судьба узкоколейки в поселке Озерном - ее строили "всерьез", на высоком техническом уровне. А потом - такое впечатление, что совсем не поэксплуатировав, - разломали под корень.
  4. Neo1288
    Оффлайн

    Neo1288 Well-Known Member

    Credit:
    $682,78
    Book Reviews:
    0
    Ну если в общих чертах, то большинство ускоколеек использовались торфопредприятиями и леспромхозами. Торф стал не нужен, лес стали вывозить автомашинами - логичный конец. Так автодорога Ельня-Новоспасское погубила узкоколейку леспромхоза в Ельне, например.

    По Озерному. Местная ГРЭС работала на торфе до 1988г. Соответственно для ее снабжения торфом была построена узкоколейка с местных болот, а так же ж/д ветка Смоленск-Сошно, по которой доставлялся торф с узкоколейки в Кардымово. В 88-м станция перешла на уголь из Нелидова, соответственно торфяные узкоколейки стали не нужны, их заменила ветка широкой колеи Сошно-Жарковский, по коротой и возили уголь до 95 года. В 95-м была прекращена добыча угля в Нелидове и железка от Сошно до Октябрьской ж/д загнулась из-за отсутствия перевозок. Уголь стали возить через Смоленск. Однако, учитывая, что ГРЭС в Озерном работает на небольшую долю от своей мощности, угля туда возят очень мало. На участке Валутино (Смоленск)-Сошно пассажирское движение прекращено в 2001 году из-за аварийного состояния пути. Ветка выведена из состава магистральных дорог и сейчас считается подъездным путем станции Валутино. На данный момент движения практически нет, состояние аварийное.

    Кстати, еще интересный факт - некоторое время назад серьезно стоял вопрос о закрытии ветки широкой колеи Вязьма-Сычевка-Ржев... Так вот своей жизнью по сей день она обязана закрытой дороге Сошно-Жарковский, так как с ее закрытием Сычевская ветка стала стратегическим соединением БелЖД и Октябрьской ЖД, потому как дальше они соединяются только через Витебск, а это уже заграница... Ну да к узкой колее это отношения уже не имеет, что-то меня немного занесло в сторону:)
  5. Krivich
    Оффлайн

    Krivich Новичок

    Credit:
    - $1,59
    Book Reviews:
    0
    Я не знаю, прочитал вот ТУПИКОВСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА - может быть, речь идёт о несколько другой дороге, которой уже нет?
    Мне всегда казалось - вот есть узкоколейка, есть маленький паровозик-тепловозик и чего бы им не ездить? Причем тут кризисы всякие, это же чистый "автоном"? Нашел топливо - и поехал? А рельсы, как лежали, так и лежат. :) Но, понимаю, что это наивно, хотя...
  6. Neo1288
    Оффлайн

    Neo1288 Well-Known Member

    Credit:
    $682,78
    Book Reviews:
    0
    Тупиковская УЖД - это была крупная узкоколейка местного лесхоза (до 130 км путей) и не имеет отношения к дороге широкой колеи Дурово-Владимирский тупик. На данный момент узкоколейка Владимирского Тупика полностью разобрана.
    2007 год:
    [​IMG]
    [​IMG]

    А зачем? Поддержание в строю тепловоза и дороги стоит не малых денег. Да и функции по перевозки грузов местечковых УЖД не востребованы в большинстве случаев. Лесхозы и торфопредприятия разорились, пути растащили на металлолом.

    Кому интересно - история наших Узкоколеек довольно точно отражена - http://www.pereyezd.ru/readarticle.php?article_id=27
  7. R717
    Оффлайн

    R717 Новичок

    Credit:
    $646,87
    Book Reviews:
    0
    Это очень наивно =)
  8. Neo1288
    Оффлайн

    Neo1288 Well-Known Member

    Credit:
    $682,78
    Book Reviews:
    0
    Если считать узкоколейку хотя бы километров 10, то прохождение по ней только одного состава в сутки делает ее жутко убыточной. Нужен грузооборот хотя бы на несколько составов, а лучше на несколько десятков. Да и то проходить она должна там, где нет автодорог, желательно по болоту, например :)
  9. Krivich
    Оффлайн

    Krivich Новичок

    Credit:
    - $1,59
    Book Reviews:
    0
    Вот тут поподробнее, плз.!
    Не являясь специалистом в ЧЫГУНКЕ мне просто интересно, что за убытки я получаю в сутки? Например, у меня паровозик и 2 вагончика пассажирских, прошел день, на что я потратился? :)
  10. Neo1288
    Оффлайн

    Neo1288 Well-Known Member

    Credit:
    $682,78
    Book Reviews:
    0
    А расходы на ежегодный ремонт и обслуживания пути и подвижного состава ты не считаешь? А если учесть, что во многих "лесных" УЖД рельсы клали прямо на круглые бревна, а не на пропитанные шпалы, то поддержание в рабочем состоянии такого пути стоит немалых ресурсов. Кстати, пассажирские перевозки по узкоколейкам, вообще чисто попутная, заведомо убыточная, функция. Узкоколейки строились не для этого.


    Собственно можешь прочесть вот эти мысли - http://www.pereyezd.ru/readarticle.php?article_id=10
  11. Krivich
    Оффлайн

    Krivich Новичок

    Credit:
    - $1,59
    Book Reviews:
    0
    Как я и думал - неубедительно.
  12. itisnotverylongname
    Оффлайн

    itisnotverylongname Active Member

    Credit:
    - $3,17
    Book Reviews:
    0
    Вообще-то узкоколейка РАНЬШЕ строилась отнюдь не ради экономчиеской выгоды. Сейчас принято всё по ней мерять... Это были выгоды другого толка. Строительство ЖД в Российской Империи фактически и было двигателем модернизации. В том числе, и узкоколейки. Нельзя было помыслить, чтобы где-то люди жили как в 18 веке, а через 100 километров - в 20 веке, с больницей, светом и товарами.

    А вот сегодня их как раз закрывают, а большу.ю часть закрыли к 80-м, когда были проложены нормальные шоссе - по причине экономической. УК свою миссию выполнили.

    Оставшиеся сегодня УК в преимуществу не закрывают как раз из-за людей, и только из-за них. А то ведь тоже "убыточны". Но сегодня "государсто" стремиться к тому, чтобы приводить эту территорию в запустение. Инфраструктуру (школы, больницы, связь) выводят из маленьких сёл. По причине "экономической убыточности". Плевать на людей...
  13. Old Ranger
    Оффлайн

    Old Ranger Active Member

    Credit:
    $3,97
    Book Reviews:
    0
    Неправда.
    Узкоколейка закончила своё существование с полной вырезкой деловой древесины в то время.
    А случилось это ещё до 90х годов.
    Собственно она и строилась только для этих целей...
  14. Krivich
    Оффлайн

    Krivich Новичок

    Credit:
    - $1,59
    Book Reviews:
    0
    Вот именно!
  15. lexa1-87
    Оффлайн

    lexa1-87 Новичок

    Credit:
    $905,00
    Book Reviews:
    0
    Сайт Болашенко я, конечно, просматривал (скажу больше - и книжку его когда-то читал).
    Но больше в первом сообщении практически ничего нет про узкоколейки: в заметке из "Родной газеты" вначале описывается Смоленский ж-д вокзал, а дальше про ветки на Сошно и Владимирский тупик с перечислением станций именно широкой колеи. Фотки тоже к узкоколейкам отношения не имеют, разве что колоритные мужики с бутафорским самогоном :) Эдак можно пост о судоходстве на Днепре проиллюстрировать видами Одесского морского порта - а чего, и там, и там вода...

    Паровозики-тепловозики не умеют ездить сами по себе. Им для этого нужны люди - машинисты, диспетчера, ремонтники, путейцы и т.п. А людям этим надо платить зарплату, причем круглогодично и регулярно, вне зависимости от наличия или отсутствия перевозок (это же не вина машиниста, что грузов нет - верно?). Кроме того, железнодорожное хозяйство - это те же основные фонды, за которые положено платить налог. Да и земля, по которой проложен путь - она тоже чья-то, пусть даже и государственная, и за нее тоже надо платить. Про текущее содержание уже сказали. Вот так все вместе сложится - и выходит, что затея эта весьма недешевая, и приносит выгоду только при условии стабильной и напряженной работы. Дело за малым - где такую найти? Пассажирская работа - тоже не выход: дорог в глуши становится все больше, а вот людей - напротив, все меньше, да и остающимся вряд ли требуется регулярно кататься на поезде.
  16. Krivich
    Оффлайн

    Krivich Новичок

    Credit:
    - $1,59
    Book Reviews:
    0
    Вот откуда в провинции всегда планетарное мышление?
    Ну какие нафинг, основные фонды?
    Я, отработавший 30 лет машинистом, простой мужичок, со своими 3 сыновьями, купил по цене металлолома брошенную дрезину и вагончик, привел их в порядок и хочу отвозить по брошенной государством железной дороге людей несколько раз в неделю из глухомани в неглухомань, а им привозить продукты и необходимые непродукты. Это мой паровоз, я ни какая не организация, какие фонды? Какие налоги за какую землю? Государство, наоборот, должно поддержать меня за то, что я выполняю их функции для обеспечения граждан в свободе перемещения...
    Я что, если из своих жигулей сделаю дрезину и поеду по рельсам в Москву, должен платить налоги за землю до Москвы?
    Вот от таких подходов, всё у нас и дохнет не родившись.
  17. hodok
    Оффлайн

    hodok Новичок

    Credit:
    $0,00
    Book Reviews:
    0
    Прав!
    РЖД платит РФ аренду за ту землю, по которой собственно и проложены РЖД.
    Узкоколейки тоже лежат (лежали) на чьей то земле, за землю нужно(???) платить
    Вот и получается, что ты, как единственный пользователь узкоколейки, должен компенсировать ВСЕ расходы на её содержание предписанные. Не потраченные, а именно предписанные.
    А это не только расходы на аренду земли государством у государства, но и всякого рода освидетельствования, эксперизы.... и тд и тп.....
    И всегда найдётся "успешный менеджер" в ОАО РЖД, который сделает всё, чтобы уничтожить расходную часть в OIBDA....
  18. lexa1-87
    Оффлайн

    lexa1-87 Новичок

    Credit:
    $905,00
    Book Reviews:
    0
    Krivich, это правда? (Как-то на бизнес-план не похоже.)
  19. Krivich
    Оффлайн

    Krivich Новичок

    Credit:
    - $1,59
    Book Reviews:
    0
    Истинная правда, если государство не думает о своих людях - люди не думают о своём государстве и оно гибнет.
    (Бизнес-план, отдал главному менеджеру по клинингу).
  20. bsd
    Оффлайн

    bsd Новичок

    Credit:
    $686,00
    Book Reviews:
    0
    По неподтверждённым данным, ликвидирована узкоколейная железная дорога в пос. Остёр ( http://sbchf.narod.ru/25/ostior.html ).
    Если это так - в Смоленской области, видимо, осталась одна узкоколейная железная дорога. В Пересне ( http://sbchf.narod.ru/28/redtchinskoe.html ).


    Для сравнения. Вот как относятся к узкоколейной железной дороге в Литве, соседней с нами и не особо богатой стране:
    http://n05.narod.ru/poezdka2012ltlv.html

    Линия длиной 69 километров (!) приведена в идеальное состояние, хотя не используется ни для грузовых, ни для нетуристических пассажирских перевозок.
  21. bsd
    Оффлайн

    bsd Новичок

    Credit:
    $686,00
    Book Reviews:
    0
    Примечательно, что именно из Озёрного (Смоленская ГРЭС) как минимум два узкоколейных тепловоза перевезли в Тверь, на "Малую магистраль Твери" -
    удивительную для России активно работающую узкоколейную железную дорогу. Где они работают до сих пор.

    http://sbchf.narod.ru/20/ksmujd_foto2012-04.html - этот тепловоз ТУ7А доставлен из Озёрного.
  22. bsd
    Оффлайн

    bsd Новичок

    Credit:
    $686,00
    Book Reviews:
    0
    Вот насколько непохоже на нас обстоят дела с узкоколейными железными дорогами в Беларуси
    ru-uzd.livejournal.com/196954.html
    sbchf.narod.ru/01/ochm.html
    sbchf.narod.ru/01/zubkovo.html

Поделиться этой страницей