Сухогруз «Алаид», перевозивший в Сирию отремонтированные в России боевые вертолеты Ми-25 и находящийся в порту Мурманска, сменил флаг Кюрасао (остров-государство на юге Карибского моря) на российский флаг, сообщает «Интерфакс».Согласно выпущенному накануне пресс-релизу российской компании Femco, которой принадлежит судно, на борту «Алаида» находится груз для доставки во Владивосток. Кроме того, судно находится в ожидании «инструкций фрахтователя о готовности дополнительного груза к погрузке на судно». Вместе с тем военно-дипломатический источник «Интерфакса» в Москве ранее сообщил, что «Алаид» отправится из Мурманска в Сирию. Факт перевозки на судне вертолетов, принадлежащих режиму Башара Асада, еще на минувшей неделе подтвердил глава МИДа Сергей Лавров. По его словам, контракт на ремонт вертолетов был подписан еще в 2008 году. При этом техника транспортировалась в разобранном виде, и на ее монтаж ушло бы значительное время. В администрации порта Мурманска не смогли уточнить, как долго судно пробудет на рейде, и назвать следующий пункт маршрута сухогруза. Сухогруз «Алаид» с вертолетами Ми-25 и средствами ПВО был остановлен 19 июня у берегов Шотландии после того, как британская страховая фирма по запросу властей страны отозвала страховку судна. Через несколько дней стало известно, что сухогруз, вышедший с военным грузом из Калининграда, повернул в Россию, в Мурманск. Впервые о том, что Россия якобы поставляет режиму Башара Асада боевые вертолеты, заявила госсекретарь США Хиллари Клинтон 12 июня. В Пентагоне заявили, что не знакомы с информацией о том, что россияне поставляют боевые вертолеты Сирии. Спустя несколько дней представитель госдепартамента США Виктория Нуланд уточнила заявление Клинтон, пояснив, что в Сирию после ремонта в России направлены три вертолета, принадлежащие, однако, сирийским властям http://news.mail.ru/politics/9376141/?frommail=1
МОСКВА, 25 июн — РИА Новости. Расчеты ПВО Сирии обязаны сбивать любой боевой самолет, выполняющий полет в национальном воздушном пространстве на высокой скорости на высоте менее 100 метров, сообщает в понедельник агентство Рейтер со ссылкой на заявление официального представителя МИД Сирии Джихада Макдисси.Разведывательный самолет ВВС Турции RF-4E, вылетевший в пятницу с авиабазы «Эрхач» в провинции Малатья на юго-востоке страны, исчез с экранов радаров спустя полтора часа после взлета в воздушном пространстве Средиземного моря юго-восточнее приграничной с Сирией провинции Хатай. Сирия заявила, что сбила турецкий самолет над своими территориальными водами после его вторжения в свое воздушное пространство. Сирийское информационное агентство САНА опубликовало карту с маршрутом полета самолета, согласно которой он перед вторжением в воздушное пространство Сирии сделал круг, а сбит был вблизи сирийского побережья. Однако глава МИД Турции Ахмет Давутоглу заявил, что самолет был сбит в международном воздушном пространстве, а его обломки упали в территориальные воды Сирии. Давутоглу говорил, что самолет совершал «тестовый и учебный полет по контролю функционирования национального радара и его действия не были направлены против Сирии», на борту самолета не было оружия, о его полете Сирии было известно заранее, и сирийская сторона не предупредила экипаж самолета о планируемых действиях, как того требует международное законодательство. Ранее директор российского Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко заявил, что сирийская ПВО является высокоэффективной системой. Он подчеркнул, что сирийские боевые расчеты, принимая решение об открытии огня, квалифицировали цель, которая находилась в их воздушном пространстве, как вражескую. Он не исключил, что самолет выполнял разведывательную миссию, целью которой было заставить включиться средства целеуказания сирийских зенитных ракетных комплексов, активизировать работу радиолокационных станций и, возможно спровоцировать их перейти на боевые режимы работы. Другой российский военный эксперт, руководитель профильного сайта «Вестник ПВО» Саид Аминов также полагает, что, судя по характеру полета RF-4E, с большой долей вероятности, производилось тестирование сирийской системы ПВО, с целью «вскрытия» ее элементов. Он отметил, что самолет шел на низкой высоте, а подобный прием — один из ключевых элементов прорыва любой системы противовоздушной обороны. По мнению Аминова, данный инцидент свидетельствует об эффективности сирийской ПВО, основу которой составляют комплексы средней дальности российского производства — «Бук — М2Э», «Печора —2М» и зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) «Панцирь-С1». Кроме того, в составе ПВО Сирии имеются два дивизиона дальнобойных (240 километров) зенитных ракетных комплексов С-200ВЭ советского производства. Директор ЦАМТО Коротченко напомнил, что Турция является членом НАТО, где осуществляется обмен разведывательной информацией с другими членами альянса, и ведет активную радиоэлектронную и радиотехническую разведку по Сирии.
Экстренное заседание Совета НАТО из-за инцидента с турецким самолетом-разведчиком в сирийском небе фактически закончилось безрезультатно. Посочувствовав Турции в связи с трагическим происшествием и выразив ей поддержку, альянс все же не пошел на крайний шаг и не стал расценивать случившееся в качестве повода для нападения.Совет НАТО, собравшийся во вторник на экстренное заседание в связи с произошедшим инцидентом с разведывательным самолетом ВВС Турции RF-4E, поддержал Анкару в ее возмущении, однако не стал предпринимать ответных мер против Сирии. Как заявил по итогам заседания генсек альянса Андерс Фог Расмуссен, во время встречи представители блока не обсуждали возможность задействования 5-й статьи договора, позволяющей альянсу дать военный ответ в случае агрессии против одного из его членов. Не худший сценарий Как уже писала газета ВЗГЛЯД, в конце прошлой недели сирийские ПВО атаковали самолет-разведчик ВВС Турции, вторгшийся в сирийское воздушное пространство. «Наша система ПВО атаковала цель, которая около полудня 22 июня вторглась в воздушное пространство над нашими территориальными водами, и сбила ее. Она (цель) оказалась турецким военным самолетом», – сообщили военные страны. В Турции хотя и признали нарушение самолетом границ, однако объяснили это случайными обстоятельствами. По данным, приведенным МИД Турции, самолет действительно пересек сирийскую границу «на 15 минут», а после того как обнаружилось нарушение, вновь вышел на нейтральную территорию, где и был сбит. Еще накануне Анкара настаивала на том, чтобы НАТО рассматривало произошедшее как нападение на члена альянса, на которое должна последовать ответная силовая реакция. Такого исхода не исключали и в России. «Нельзя исключать того, что случившееся может стать поводом для того, чтобы страны НАТО ввели в действие статью 5 Вашингтонского договора, где речь идет о том, что в случае угрозы безопасности одному из членов альянса, а Турция является членом НАТО, силы НАТО могут начать военную операцию», – заявил во вторник "Интерфаксу" глава комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктор Озеров. В свою очередь замглавы комитета по международным делам, военный эксперт Валерий Шнякин напомнил, что Дамаск признал ответственность за инцидент и уже принес официальные извинения Анкаре. «В связи со случившимся Турция может обратиться в ООН и в международные организации с предложением создать специальную комиссию, которая занялась бы расследованием инцидента», – отметил он. Однако в результате союзники провели консультации на основании 4-й статьи Договора НАТО, согласно которой любой член альянса может запросить консультации, в случае если его территориальная целостность, политическая независимость или безопасность оказались под угрозой. «То, что произошло, является совершенно неприемлемым актом, и я ожидаю, что Сирия предпримет все необходимые шаги во избежание подобных событий в будущем», – приводит слова генсека НАТО РИА «Новости». Он также выразил надежду на то, что «ситуация не будет двигаться по пути усиления напряженности». Рассылают жалобы Сама Турция, тем не менее, не намерена прощать Сирии произошедшее. Во вторник стало известно, что Анкара направила письмо в Совбез ООН, в котором также возложила всю ответственность за инцидент на Сирию. «Атака самолета, предпринятая в международном воздушном пространстве, которая привела к возможной гибели двух турецких пилотов, является враждебным действием сирийских властей против национальной безопасности Турции. В действиях и маневрах самолета не усматривалось никакой враждебности, он совершал полет с включенными системами идентификации. Огонь по нему был открыт безо всякого предупреждения», – говорится в послании. Вместе с тем в письме не содержится никаких требований о применении санкций против Сирии. «После того как будут установлены все факты, мы определим границы мер в ответ на этот акт», – подчеркивается в письме. Вместе с тем турецкие СМИ утверждают, что Анкара уже разработала комплекс санкций в отношении Сирии. «В Анкаре не считают достаточным требования к Сирии принести официальные извинения за ЧП с самолетом и выплатить компенсации, в турецкой столице настаивают на наказании всех виновников инцидента, начиная с самой верхушки», – пишет газета «Акшам», отмечая, что Турция ставит перед собой основной целью «ускорение ухода режима Асада». Помимо этого, турецкие власти, согласно данным издания, оценивают возможность создания 15-километровой буферной зоны в Сирии, сокращения объемов подачи электричества и аннулирования или замораживания многих соглашений с Сирией, главным образом в торгово-экономической сфере. http://news.mail.ru/politics/9395525/?frommail=1