Превращение сервисного бизнеса в продуктовый

Тема в разделе "Юриспруденция и бизнес", создана пользователем anovikov, 2 янв 2011.

  1. anovikov
    Оффлайн

    anovikov Новичок

    Credit:
    $789,33
    Book Reviews:
    0
    Интересно услышать опыт людей, имеющих опыт успешного сабжа. Личного опыта не имею но очень подумываю о - интересно получить какой-то input, над которым думать. Есть примеры нескольких знакомых контор, все до одного неудачные - в лучшем случае продуктовая компания дает столько же денег сколько и сервисная с тем же числом людей, но с большим геморроем и рисками, в худшем все вообще загнулось.
  2. SERGIO
    Оффлайн

    SERGIO Active Member

    Credit:
    - $249,24
    Book Reviews:
    0
    anovikov, что ты подразумеваешь под продуктовым бизнесом?
  3. anovikov
    Оффлайн

    anovikov Новичок

    Credit:
    $789,33
    Book Reviews:
    0
    Сервисный бизнес - это когда ты делаешь что-то для каждого клиента. Продуктовый - когда продаешь свой продукт, один (или несколько) для всех, а не рабочее время.

    Дураку понятно, что сервисный устроить проще, и на первых порах он развивается куда как быстрее. Но так же быстро выходит на потолок, потому что организационные трудности связанные с управлением большим кол-вом людей на которых ты тупо навариваешь, губят дело или резко усложняют его - крупных чисто сервисных фирм в мире мало в любых отраслях, рулят они только там где по-другому вообще никак (скажем, юридический консалтинг, ибо нельзя сделать "коробку которая выигрывает дела в суде", разве что из-под ксерокса...). Продуктовая компания с другой стороны, практически не имеет пределов роста и ее проще контролировать когда она уже развилась, но вот создать с начала - очень сложно, а переделать сервисную в продуктовую - не факт что вообще возможно...
  4. d1ma
    Оффлайн

    d1ma Новичок

    Credit:
    $715,76
    Book Reviews:
    0
    Какими-то загадками пишешь. Говори конкретно - ритейл, производство... Потому что, когда ты что-то делаешь для клиента в итоге тоже продукт получается...
  5. anovikov
    Оффлайн

    anovikov Новичок

    Credit:
    $789,33
    Book Reviews:
    0
    Ну, производство тоже было бы интересным примером. Например, контора которая чинила/апгрейдила тачки/станки/компы, и развилась в производителя какой-нибудь запчасти который в конце концов уже тупо заказывает ее по своим чертежам в Китае и продает, наваривая и в ус не дуя. Вот что-то такое хотелось бы увидеть )

    Разница между сервисным и продуктовым бизнесом в частности в том, что сервисный как правило ничего не стоит, ну т.е. ненамного больше стоимости своих основных средств, продать его как бизнес как правило нельзя, скорее как "объект недвижимости в проходном месте". Потому что неразрывно связан со скиллами и контактами хозяина - уйдет хозяин, с ним уйдут и клиенты, и покупатель получит дырку от бублика. Вот например мой программерский бизнес - он успешен и приносит хорошую прибыль, но продать его нельзя. Продуктовый же практически независим от хозяина и может быть продан по справедлимой цене. Исключения впрочем есть, Apple например как выяснилось без Джобса почти ничего не стоит :)
  6. d1ma
    Оффлайн

    d1ma Новичок

    Credit:
    $715,76
    Book Reviews:
    0
    Не правда!!! Еще как можно. Приведу пример в Смоленске, компания Иннфарм (предоставляла услуги по проведению клинических исследований лекарственных средств), в собственности которой даже помещений не было (только аренда), в 2008г. была куплена компанией PPD за 5 млн долларов.
  7. anovikov
    Оффлайн

    anovikov Новичок

    Credit:
    $789,33
    Book Reviews:
    0
    О ужас, я думал там сотни миллионов сделка была... Это я и говорю "практически нельзя". Это был коррупционный бизнес, основанный на блате - возможность бесплатной (максимум за взятки или за то что врачи из больницы параллельно получали зарплату в этом "иннофарме") эксплуатации подопытных бабушек в областной больнице. Так что исключение вполне объяснимо. Но сумма меня удивляет мелкостью реально...
  8. d1ma
    Оффлайн

    d1ma Новичок

    Credit:
    $715,76
    Book Reviews:
    0
    Я конечно точную сумму не знаю, но эта цифра проскакивала в новостях...
  9. d1ma
    Оффлайн

    d1ma Новичок

    Credit:
    $715,76
    Book Reviews:
    0
  10. anovikov
    Оффлайн

    anovikov Новичок

    Credit:
    $789,33
    Book Reviews:
    0
    Т.е. если компания с 300 сотрудниками выкуплена за 5 лимонов, это 16 килобаксов за тушку. Т.е. отдана практически забесплатно, даже в самом поганом сервисном бизнесе чистая прибыль с человека в год больше.
  11. d1ma
    Оффлайн

    d1ma Новичок

    Credit:
    $715,76
    Book Reviews:
    0
    Нет. Исследовательские центры были по всей России и отбирались только лучшие. Никакой коррупции там не было!
  12. anovikov
    Оффлайн

    anovikov Новичок

    Credit:
    $789,33
    Book Reviews:
    0
    Ну кого попало с улицы испытывать лекарства на бабушках не пустили бы. Для этого нужно было заносить или находиться в родственных или других связях.
  13. d1ma
    Оффлайн

    d1ma Новичок

    Credit:
    $715,76
    Book Reviews:
    0
    И мне казалось, сейчас бизнес в обратную сторону идет от продуктового к сервисному, выгоднее отдавать бизнес-процессы на аутсорсинг, чем держать штат сотрудников и закупать оборудование.
  14. fernir
    Оффлайн

    fernir

    Credit:
    $0,00
    Book Reviews:
    0
    anovikov, у МК по-моему не очень продуктовый бизнес колоситься. А вообще сейчас каждый второй шароварщик, только это денег совсем мало приносит.
  15. fernir
    Оффлайн

    fernir

    Credit:
    $0,00
    Book Reviews:
    0
    А мне кажется что разницы особо нет. Да, сервисы проще продавать, т.к. можно продавать только свои скилзы, технологии и т.п. Когда команда растет растут и риски, тут я с тобой согласен. Но с продуктами ведь тоже самое - можно сделать программу, сайт или сервис одному или маленькой командой, если идея+реализация+умение продавать на уровне то можно и на таком продукте миллионером стать. А так в обоих случаях нужен рост конторы в ширину, обеспечить саппорт, разработку, поддержку т.е. команда в любом случае вырастет как и если продавать только услуги.
    По-моему, разница в основном в том что в первом случае продавать приходится команду и технологии, а во втором продукт (что тоже в каком-то смысле команда и технологии), единственное что если продукт уже создан, то на его поддержку и развитие команду можно менять, а в первом случае это не желательно.
  16. anovikov
    Оффлайн

    anovikov Новичок

    Credit:
    $789,33
    Book Reviews:
    0
    Вот об этом я и сказал говоря что "примеры нескольких знакомых контор все до одного неудачные". Хотелось бы понять почему неудачные, как-то систематизировать этот опыт и избежать ошибок при собственной попытке.

    Сервисный бизнес не содержит идеи и поэтому не fundable и ничего не стоит как правило. Тот же иннофарм тому пример - контора из 300 человек куплена за 5 миллионов, а та же капитализация (типично 1 миллион за 20% акций) - это то что вкладывают в продуктовую контору на стадии кое-как работающего прототипа написанного 2 студентами... Причем это настолько минимум что меньше венчурные капиталисты просто не дают - сделки меньше 1 лимона не окупаются у них из-за транзакционных издержек. К программазму это относится больше всего - (мелкий) программерский бизнес сродни конторе таксистов, т.к. занимается просот перепродажей программистов - он ничего не может стоить в принципе, так как вся выручка связана с конкретным хозяином и его контактами и опытом, а программисты взаимозаменяемы.
  17. fernir
    Оффлайн

    fernir

    Credit:
    $0,00
    Book Reviews:
    0
    5 миллионов для иннофарма, корни которого растут из Смоленска, да и те услуги которые они предоставляют не требует колоссальной квалификации сотрудников, вполне нормальная сумма. Не знаю правда сколько у них собственников было.
    Наверное мы по разному определяем "сервисный" бизнес. Все-таки бизнесом он становится когда продается в первую очередь технология, а не команда (точнее раздаются задачи трем студентам, которые просто сам физически не можешь или не хочешь сделать). В программировании она может вообще не зависеть от команды. Например, технология построения поисковых систем или социальных сетей. Такую контору можно продать за дорого. Например, Apple последнее время активно набирает спецов в области распознавания звука. Если бы твоя фирма умела делать такие системы десятками, я думаю они купили бы ее за хорошую цену. А какие продукты и для кого вы делали до этого вообще не имеет значения.
    Насчет миллионов для прототипов, по моим сведениям все наоборот. Очень сложно получить инвестиции просто на прототип без соответствующих связей или не зарекомендовав себя в этом направлении за пару лет, ну не без исключений конечно. Лично мое мнение - надо пробовать себя в товарном бизнесе чего и тебе советую )
  18. anovikov
    Оффлайн

    anovikov Новичок

    Credit:
    $789,33
    Book Reviews:
    0
    Конечно связи нужны, это понятное дело. Они как раз у меня в Долине есть.

    Да, сервисный бизнес в моем понимании это когда "раздаются задачи студентам", а когда есть технология - ты уже занимаешься впариванием этой технологии и бизнес уже продуктовый (хотя ты можешь не продавать ее миллионам юзеров а скажем, интегрировать 2-3 клиентам в год). Тогда предложение фирмы - не "программисты на X по Y баксов в час", а "софтина которая умеет делать X и которую мы можем вам интегрировать".

    Что касается квалификации сотрудников, то низкая квалификация - как раз отличительная черта качественного бизнеса, чем хуже сотрудники у компании при прочих равных - тем лучше сама компания и дороже стоит. Потому что имея гуру, любой дурак может работать, но эти гуру будут дорого стоить, будут незаменимыми и вообще хвост будет вилять собакой, а если процессы организованы так клево что ПТУшники делают крутые вещи - то владелец бизнеса молодец, ему честь и бабло - потому что сотрудники взаимозаменяемы.
  19. Serzhu
    Оффлайн

    Serzhu Новичок

    Credit:
    $767,00
    Book Reviews:
    0
    У меня есть для тебя решение.
  20. Serzhu
    Оффлайн

    Serzhu Новичок

    Credit:
    $767,00
    Book Reviews:
    0
    Но вот вопрос - сколько ты готов за решение заплатить и сможешь ли ты его воплотить в жизнь.
  21. Dust
    Оффлайн

    Dust Active Member

    Credit:
    $764,18
    Book Reviews:
    0
    Serzhu, а чего сам не воплощаешь?
  22. Serzhu
    Оффлайн

    Serzhu Новичок

    Credit:
    $767,00
    Book Reviews:
    0
    Dust, почему ты решил, что я не воплощаю?
  23. Dust
    Оффлайн

    Dust Active Member

    Credit:
    $764,18
    Book Reviews:
    0
    Serzhu, ну молодец, что сказать. :good: когда будет распродажа франшиз со скидками дай знать.
  24. Serzhu
    Оффлайн

    Serzhu Новичок

    Credit:
    $767,00
    Book Reviews:
    0
    Dust, :rofl: при чем тут франшизы, я конечно понимаю, что на форуме не подъеб...шь, не проживешь. В реальном, а не виртуальном мире превращение может не один десяток лет занять.
  25. anovikov
    Оффлайн

    anovikov Новичок

    Credit:
    $789,33
    Book Reviews:
    0
    Вообще я читал что больше 3 месяцев стартап создаваться не должен, т.е. если через 3 месяца он уже сам себя не "тянет" - идея скорее всего дохлая.

Поделиться этой страницей