Купим алмазы для <русской огранки>

Тема в разделе "Главный форум", создана пользователем avs, 31 май 2004.

  1. avs
    Оффлайн

    avs Новичок

    Credit:
    - $34,62
    Book Reviews:
    0
    31 МАЯ 2004
    Журнал <Эксперт>:
    Купим алмазы для <русской огранки>


    Смоленское ОАО <Кристалл> владеет лучшими в мире технологиями
    производства бриллиантов. Спрос на его продукцию превышает предложение.
    Но для увеличения выпуска завод вынужден покупать сырье за границей.

    <Вот все говорят: ВВП, ВВП... Я готов увеличить ВВП без вложения копейки
    государственных средств, удвоить не за десять лет, а за два года. Мне надо
    одно: продайте сырье. Не дайте, а продайте. Я сегодня делаю такие камни,
    которых нет в мире. Как сказали в одном телерепортаже, <роллс-ройсы русской
    огранки>. Немного таких <роллс-ройсов> делают в Тель-Авиве. А больше нигде.
    За ними очередь стоит. О-че-редь!> - сказав это, Юрий Ребрик, генеральный
    директор смоленского гранильного завода <Кристалл>, президент Ассоциации
    российских производителей бриллиантов, встал из-за стола и начал ходить по
    кабинету. Ребрику, тридцать лет проработавшему в бриллиантовой отрасли,
    никогда еще не приходилось волноваться из-за сырья.

    Смоленск - столица русских бриллиантов. Смоленск - один из признанных
    мировых центров по производству бриллиантов. Для человека, который ничего в
    бриллиантах не понимает, это звучит парадоксально, если не абсурдно.
    Хотя что же здесь абсурдного, если в этом тихом провинциальном городе
    вот уже сорок с лишним лет существует такое уникальное явление,
    как завод <Кристалл>.

    Экспертам известно, что <русская огранка> - это: площадка размером 55-62%,
    угол верха 32-36 градусов, полировка и симметрия Very good, Excellent, без
    калетты; толщина рундиста - тонкий, слегка толстый. Такой набор параметров
    придает бриллианту максимальный блеск и свечение, и в результате камень
    нельзя перепутать ни с каким другим. <Кристалл> специализируется на
    производстве бриллиантов высокого и высшего качества.
    Камни, не соответствующие высоким критериям, не покидают стен завода.

    Известны случаи, когда фирменные зеленые бумажные пакетики завода, в которых
    ограненные алмазы поступают к клиентам, перепечатывались, в них засыпалась
    чужая продукция и выставлялась на рынок. В прошлом году <Кристалл> написал
    одной такой фирме, не постеснявшейся выставить в витринах <кристалловские>
    пакеты, претензионное письмо. Под смоленский завод <косят>. Так что теперь
    на рундист крупных камней здесь ставят лазерное клеймо: логотип, номер
    порядковый серии и порядковый номер камня.

    Все началось в 1963 году, когда Совет министров СССР принял постановление о
    строительстве в Смоленске фабрики по производству бриллиантов. Через год
    между деревнями Поповка и Киселевка забили колья обноски основного корпуса,
    а еще через год пришло распоряжение Главного управления производства
    государственных знаков о продаже первой партии бриллиантов.

    С тех пор быть первыми и во многом уникальными стало их традицией. Из семи
    гранильных <Кристаллов>, созданных при СССР, один смоленский не просто
    остался жив, но развил свой бизнес, сохранил драгоценный коллектив.
    При советской власти на нем работало три тысячи человек,
    сейчас - столько же.
    Плюс к этому открыто шесть небольших дочерних предприятий в Смоленске
    и одно в Гагарине, на них работает от 50 до 400 человек.

    В 1991 году при участии бельгийских инвесторов смоляне учредили первое в
    России алмазообрабатывающее СП <Кристаллдиам>. В 1992 году первыми получили
    лицензию на право внешнеэкономической деятельности и открыли
    представительство в Антверпене - Smolensk Diamonds N. V. В 1993 году
    самостоятельно, не имея никакой поддержки, вышли на мировой рынок (где
    терпеть не могут новичков) и открыли представительство в Гонконге - Smolensk
    Diamonds Asia Ltd. В 1998 году <Кристалл> стал первым и до сих пор
    единственным в России сайтхолдером* CSO (центральной сбытовой организации
    De Beers), затем переименованной в DTC (Diamond Trading Company).
    В 2001 году первым открыл собственный ювелирный салон
    на Ленинградском проспекте в Москве, где впервые были выставлены
    для продажи эксклюзивные украшения с бриллиантами.

    И наконец, смоленский <Кристалл> самым первым из российских гранильных
    предприятий стал покупать алмазы на свободном рынке: в апреле 2004 года
    объем этих <вольных> закупок составил 7 млн долларов. А сам <Кристалл>
    реализовал в прошлом году бриллиантов на сумму чуть больше 270 млн.
    На заводе утверждают, что при увеличении закупок сырья они могут увеличить
    обороты в полтора-два раза.

    <Почему про водочный <Кристалл> известно всем, а про бриллиантовый - почти
    никому?> - спросили мы Эдуарда Штирбеску, руководителя службы по связям с
    общественностью. <Шутки-шутками, - ответил он, - но еще пару лет назад мы
    еле успевали отбиваться от заявок на поставку водки на всякие корпоративные
    мероприятия. Сейчас легче, нас стали узнавать. А вообще, я думаю, дело в
    том, что девяносто девять процентов нашей продукции идет на экспорт и только
    один процент продаж осуществляется в России>.

    *Сайтхолдеры - избранные клиенты, представители доверенных компаний и
    гранильных центров, покупающие сырье на торгах DTC - сайтах (просмотрах).
    Сайты проходят в Лондоне десять раз в году. Быть сайтхолдером престижно,
    поскольку из 10 тыс. существующих в мире производителей бриллиантов этим
    статусом обладают лишь 90.

    <Принцесса> восьмого цвета

    Как только алмазное сырье (на взгляд постороннего человека - невзрачные
    мутные камешки) поступает на завод, специалисты определяют оптимальную форму
    огранки. Больше всего ценятся круглые бриллианты, однако при их изготовлении
    довольно большой процент уходит в пыль. И вот технолог долго рассматривает
    их в лупу и думает: делать круглый алмаз или <принцессу>, которая по
    определению должна стоить меньше, но если даст большую массу на выходе, то
    выгода от нее будет выше. На бумажном конверте - внутреннем паспорте камня,
    с которым он будет переходить дальше от мастера к мастеру (становясь на
    финише настолько ветхим, что его перетягивают резиночкой), - рисуют черновой
    диаметр, указывают первоначальный вес и тот, что должен получиться на
    выходе, отмечают дефекты.

    Следующая операция - разметка для лазерной или механической распиловки.
    Лазером пилят алмазы, имеющие опасные включения и сложную морфологическую
    структуру. При механической распиловке используются специальные станки с
    тонкими латунными дисками, и здесь от мастера требуется предельная точность
    и осторожность: при перегреве алмаз может разрушиться, а находящиеся внутри
    кристалла пузырьки воздуха лопнуть и дать трещину. Чем крупнее камень - тем
    больше времени нужно, чтобы его распилить. На это может уйти и две недели, и
    месяц. Потом начинается обдирка - придание формы. Обдираются круглые камни,
    <овал>, <подушечка>. Способом <алмаз алмазом> камню, установленному во
    вращающейся оправке, придают очертания с помощью другого алмаза,
    закрепленного в так называемом ружье. Недорогие камни часто обрабатываются с
    помощью специальных обдирочных кругов.

    На <Кристалле> стоят уникальные обдирочные станки, изготовленные
    отечественной оборонкой и доработанные смолянами <под себя>. Но есть еще
    элитный цех. Правда, он отличается от других цехов не оборудованием, а тем,
    что в нем работают мастера мирового уровня, самые <крутые> специалисты.
    Им доверяют наиболее дорогое и крупное сырье. Мастер обдирочного цеха
    Валерий Пастушенков, пришедший на завод в 1974 году и с тех пор ни на что
    другое не отвлекавшийся, ласково называет свой станок <гаврилкой>:
    <Мой обдирочный опыт говорит, что такую работу <гаврилка> делает
    лучше любого зарубежного станка. Но это четвертая модель,
    а до того было три неудачных. И вот он камень об камень обдирает.
    А мне остается только интеллектуальная работа: следить.
    Алмаз - непредсказуемая штука: на нем во время любой операции может
    появиться трещина из-за внутреннего напряжения. И тогда его цена вместо
    десяти тысяч долларов станет две тысячи. Помню, делали мы алмаз в шестьдесят
    каратов - получили тридцать каратов на выходе. И вот я сижу, как будто бы
    ничего не делаю, только смотрю. А прихожу домой и падаю: все, не могу,
    устал. От чего устал? От страха. От напряжения. Я слышал, что однажды
    какой-то знаменитый ювелир не стал сам колоть уникальный камень, а доверил
    своему маленькому сыну. Я в это верю - ребенок не понимает, что у него в
    руках. И вот он ударил по камню, а ювелир потерял сознание. В нашем цехе
    делали редкий камень: черный кристалл весил 214,91 карата, а на выходе
    получилась <груша> в 107 каратов. Название - <Царевич> - ему дала
    Великая княгиня Мария Владимировна. Продали, говорят, в Бельгию,
    а мне вот ребята на память шаблончик сделали>.

    После обдирки камень поступает на огранку: закрепляется в специальном
    приспособлении, и мастер гранит ее на круге, вращающемся со скоростью 3000
    оборотов в минуту. Огранщик все время поднимает и опускает приспособление,
    изучает в лупу результат своей работы. От точного соблюдения заданных
    параметров бриллианта зависят его оптические свойства - игра и блеск, а
    следовательно, и цена. И для того чтобы получить настоящего огранщика, нужно
    десять лет. Сегодня на <Кристалле> работает более тысячи огранщиков.

    В сортировочном цехе, где готовые бриллианты делят на весовые группы,
    определяют их цвет, чистоту, качество огранки и полировки, окна выходят на
    север - чтобы на камни не попадали прямые солнечные лучи. Сортировщицами
    работают только женщины - у них <глаз лучше>. Самый же <лучший глаз> у
    голубоглазых. Отсортированные по чистоте, весу, цвету алмазы раскладывают в
    ячейки. На цену влияет все. Один камень - с природными включениями графита,
    а у другого на площадке небольшая трещина. Самый дорогой цвет - первый,
    голубовато-белый, а всего цветов девять. И, например, если один камень
    круглый, весит 0,19 карата, голубовато-белого, первого, цвета, а другой
    <принцесса>, весит больше карата, но желтый - восьмого цвета, то стоит он
    будет намного дешевле. Как я ни старалась, но смогла увидеть разницу только
    между первым и пятым цветом.

    Товар стекается в бюро реализации - заносится в базу данных. Все камни
    зарегистрированы, у каждого свой номер. Бюро комплектует товар под
    потребности каждого клиента. Некоторые приезжают сами. Другие не приезжают,
    поскольку знают, что если на <Кристалле> сказали: такой-то цвет, такое-то
    качество - значит, так оно и есть. Спецификация отправляется им по
    электронной почте, и их это устраивает. Они по телефону говорят: <Мазал>.
    И все. Контракт подписан. Деньги пошли, и товар отправляется.

    Позже будут получены все соответствующие документы, с подписями и печатями.
    Западные диамантеры, работая с <Кристаллом>, поначалу не могли привыкнуть к
    этому его бюрократическому требованию: в мировой алмазной практике
    оформление сделки зачастую <мазалом> и ограничивается. Но в Смоленске
    уверены, что от бюрократии тоже есть польза - сделка становится прозрачной.
    А прозрачность бизнеса - один из приоритетов руководства <Кристалла>.

    Алмазный трубопровод

    У <Кристалла> около 150 клиентов. Двадцать из них - крупные. Как только
    сырье покупается, от постоянных клиентов уже поступают заявки: какие
    категории товара они хотели бы иметь. Под эти нужды технологически
    рассчитывается обработка сырья с наибольшей выгодой и с наименьшей потерей.
    Так работает схема удовлетворения спроса. Не бывает такого, чтобы произвели,
    а теперь ищут, кому продать. Впрочем на продукцию смоленского завода всегда
    есть большой устойчивый спрос. Существует лист ожидания. Иногда на
    корпоративный ящик приходит предложение: продайте. Но отдел продаж вынужден
    отказывать - ради постоянных покупателей.

    В 1998 году <Кристалл> был включен в список сайтхолдеров крупнейшего
    мирового торговца алмазами и бриллиантами компании De Beers. Но если тогда
    это было решением скорее политическим (De Beers хотел сделать России
    приятное в преддверии продления договора с <Алроса> о поставках российских
    алмазов), то сейчас предприятие входит в этот закрытый клуб совершенно
    заслуженно, подтвердив свою репутацию экономическими и маркетинговыми
    показателями, и соответствует <принципу наилучшей практики> De Beers.

    Вся система взаимоотношений в алмазном бизнесе выглядит как система
    трубопровода. Верхушка - компании, которые добывают сырье и ведут торговлю
    крупными оптовыми партиями. Крупные оптовики продают более мелким.
    Более мелкие - еще более мелким, еще более мелкие продают ювелирам.
    De Beers, который не так давно сам отказался от монополии в торговле
    алмазами и диверсифицировал свой бизнес за счет огранки и ювелирной отрасли,
    ввел <принципы наилучшей практики> для поощрения других крупных игроков
    рынка, чтобы те тоже вели маркетинговые кампании и уходили из верхней части
    <трубопровода> в нижнюю, то есть в розницу. <Кристалл> здесь если не в
    первых рядах, то по крайней мере не в последних.

    Несколько лет назад смоляне создали ювелирный центр <Кристалл>, который
    делает ювелирные украшения из смоленских бриллиантов и продвигает их на
    розничный рынок. И если в прошлом году <Кристалл> формировал 95% их
    маркетингового бюджета, то в этом году - уже 50%. У ювелирного цеха
    появляется все больше средств на самостоятельное развитие. А в московском
    бутике <Смоленский кристалл> идут продажи: испанский танцор Хоакин Кортес,
    например, приобрел перстень с крупным бриллиантом стоимостью 300 тыс.
    долларов.

    Опыт De Beers вообще показывает, что для поддержания и развития отрасли всем
    участникам рынка необходимо работать с учетом интересов друг друга.
    В частности, De Beers разработал новую стратегию сотрудничества партнеров по
    рынку, получившую название <Поставщик выбора>: производитель выбирает себе
    поставщика, и De Beers этот выбор одобряет. В прошлом году произошла чистка
    рядов, и около 30 сайтхолдеров были исключены. Почему? Одна из вероятных
    причин может быть такая: сайтхолдер приобретает сырье и должен сам его
    обрабатывать, перепродавать нельзя. Возможно, кто-то из них сырье
    перепродавал.

    С другой стороны, чтобы избежать обвинений в монополизме, De Beers ввел
    систему посредников: торговля DTC с сайтхолдерами осуществляется через
    брокерские компании. Например, брокер <Кристалла> - английская компания
    W.Nagel. <Наш брокер - лицо весьма заметное в английских кругах, - говорит
    Эдуард Штирбеску. - Пару лет назад Ее Величество лично вручала ему орден.
    Он нам помогает. Помощь такая. Сайтхолдеры подают <намерения предложения>,
    то есть как бы заявку на определенный ассортимент сырья. И брокер
    содействует тому, чтобы наши пожелания были выполнены наилучшим образом.
    То есть найдет оптимального поставщика. Сам он получает с этого какой-то
    процент>.

    Сегодняшняя проблема <Кристалла>, как, впрочем, и всей бриллиантовой
    отрасли, заключается в том, что спрос на алмазное сырье превышает
    предложение. Так, нынешние потребности <Кристалла> в полтора-два раза больше
    того, что ему удается купить. Возникает вопрос: где взять сырье?

    80% необходимого сырья, примерно на 200 млн долларов, <Кристалл> покупает у
    <Алроса> и, несмотря на все прелести свободной мировой торговли алмазами,
    хотел бы увеличивать закупки именно в России. Однако у <Алроса> своя логика
    ведения бизнеса. Примерно половину добываемых алмазов <Алроса>, согласно
    договору, продает De Beers. Еще часть сырья, менее 10%, идет на ее
    собственные гранильные предприятия. Остальная добыча продается на свободном
    рынке, и <Кристаллу> из нее достается примерно четверть.

    Как <заставить> <Алроса> продавать больше - об этом и болит голова у Юрия
    Ребрика. Хотя претензии у него не столько к <Алроса>, сколько к государству.

    - Государство же должно регулировать внутренний рынок за счет пошлин и всего
    остального. Но я думаю, что сегодня оно не очень-то правильно его
    регулирует. Российское предприятие <Кристалл>, акции которого принадлежат
    государству, ежегодно покупает примерно двадцать пять процентов объемов
    российского сырья. И работает с ним здесь, в России. С наивысшей
    эффективностью: на миллион вложенных долларов я получаю двести тысяч
    добавленной стоимости. Работая с коэффициентом 1,2, я приношу государству
    двадцать процентов.

    - А другие предприятия?

    - Все остальные, а это в основном СП, за которыми стоят иностранцы, работают
    с более низким коэффициентом. И совсем не потому, что не умеют, - просто им
    не надо здесь делиться с государством, с бюджетом. Хорошо ли работают
    предприятия одного из трех крупнейших игроков на рынке, Леваева, - у него в
    России два гранильных предприятия? Очень хорошо: по количеству реализованных
    бриллиантов они на втором месте после нас. Разница лишь в том, что прибыль
    от реализации этих бриллиантов не остается в России. Я же все двести тысяч
    долларов на миллион оставляю в стране, а другие оставляют семьдесят тысяч.
    Мне деньги здесь нужны, а я их вынужден отдавать, переплачивая чужим дядям
    за сырье.

    - Но ведь <Алроса> тоже не должна торговать себе в убыток. Сейчас она
    продает сырье на свободном рынке по мировым ценам?

    - Я не знаю, по какой цене наше российское сырье продается на внешнем рынке.
    Дела конфиденциальные, все непрозрачно. И вообще в отличие от бриллианта -
    камня с параметрами - алмаз описать очень сложно. Вот по бриллианту
    открываешь еженедельный бюллетень Rapaport Information Kit и видишь:
    бриллиант такой-то, качества такого-то, веса такого-то, стоит столько-то.
    А что такое алмаз? Кристалл любой формы. Хотя на сырье тоже есть
    прейскурант.

    На нас <Алроса> начала давить ценами. И знаете, что я вам скажу? Это должно
    иметь хоть какие-то пределы. Люди работают здесь, в России, получают
    зарплату, у них есть семьи. Если кто-то считает, что, мол, ладно, не хотите
    покупать за эти деньги, тогда мы эти алмазы продадим за границей... Конечно,
    продадут. Но выгодно ли это будет для России? Или вот мне надо обработать
    как минимум семьсот тысяч каратов сырья в год. У <Алроса> я покупаю только
    пятьсот тысяч. Они могут продавать мне больше, но у них есть другие
    покупатели, более мелкие, какая-то непонятная, но сложившаяся клиентская
    база. Спрашиваю: почему вы не хотите продавать мне семьсот тысяч каратов?
    Объясняют: мы, дескать, не хотим рисковать - вдруг что-то случится и ты не
    купишь? Но это несерьезно. Я каждый год произвожу примерно одно и то же
    количество бриллиантов: где-то на двести пятьдесят-двести шестьдесят
    миллионов долларов. И им это прекрасно известно.

    - Они ведут какую-то свою игру?

    - Откуда я знаю? Но пока больше пятисот тысяч я у них взять не могу.
    И теперь вынужден покупать за границей. Когда в прошлом году я увидел, как
    цены на российские алмазы поднялись на семнадцать процентов, а на
    бриллианты - на четыре процента, то понял, что могу разориться, а вместе со
    мной разорятся три с половиной тысячи человек. Именно тогда я поставил
    задачу искать альтернативного продавца сырья. И не пойди я на это, скорее
    всего <Кристалл> остался бы без сырья. Или нам пришлось бы покупать его за
    такие деньги, которые никакими бриллиантами окупить невозможно.

    В России ежегодно добывается алмазов почти на три миллиарда долларов, а
    бриллиантов производится на восемьсот миллионов. В Китае добычи практически
    нет, а производство бриллиантов догоняет ведущие мировые центры. Индия в
    прошлом году реализовала бриллиантов на пять миллиардов долларов, тоже почти
    ничего не добывая. Неужели же я прошу невозможного? Денег не надо, ничего не
    надо - только российское сырье. Если я поеду в Африку, вы же понимаете, что
    я им прибыль оставлю! Они же так просто не будут мне продавать. Кроме того,
    велик риск покупки кровавых алмазов. Конечно, мы покупаем сырье с
    Кимберлийским сертификатом. А кто его знает, вдруг он поддельный?
    Это сейчас нелепо звучит, а вначале было страшно. Или вот еще.
    Первый сайт, который мы купили у De Beers, повис на таможне.
    Не потому, что нельзя было ввозить, а потому, что чиновники боялись
    взять на себя ответственность. И на два с лишним миллиона долларов сырья,
    выдернутого из оборота, пролежало два месяца на таможне.
    Потом мы его, конечно, обработали, но понесли убытки.

    - Что же должно, по-вашему, делать государство?

    - Когда мы стали знакомиться с мировым рынком алмазов, мне показалась
    правильной модель Южной Африки - это настоящее цивилизованное государство с
    цивилизованным рынком. Почему? А вот введено у них, например, такое правило:
    все, что добывается, в первую очередь выставляется на внутренний рынок.
    К примеру, по сто долларов. Хотите покупайте, хотите не покупайте.

    Допустим, не купили. Пожалуйста, теперь можно отправлять на экспорт.
    Но по цене не ниже предложенной на внутреннем рынке - не дешевле ста.
    Нет, продать можешь и дешевле, но налоги и пошлины заплати своему
    государству как со ста. Супер! Вот так правительство и должно думать :
    не о развитии сырьевой составляющей рынка, а о производителях.
    Потому что это занятость людей и добавленная стоимость.
    Нам надо бы этому учиться.
    Но когда нет политической воли и желания, никто учиться не будет.

    - Отличаются ли привозные алмазы от наших, российских?

    - Конечно. Смотря какое месторождение. Например, гвинейские алмазы в отличие
    от якутских закрытые: серые, в <рубашке>. И нельзя просто взять лупу,
    посмотреть на камень и увидеть, что там у него внутри, какие дефекты.
    Но нас это не смущает - мы уже начали в них разбираться.

    - А свою добычу не хотите организовать?

    - Мне кажется, каждый должен заниматься своим непосредственным делом.
    <Кристалл> был создан еще в СССР для огранки алмазов. И сорок лет делает
    бриллианты. И вот я сейчас вдруг возьму и полезу в добычу... Во-первых, для
    того, чтобы пойти в геологоразведку, нужны невообразимые деньги.
    Изыскательские работы тянут на сотни миллионов. Только изыскательские
    работы. Во-вторых, у нас нет специалистов. И в-третьих, это совершенно не
    наше дело. Вот представьте, приду я к <Алроса> и скажу: ребята, пустите-ка
    меня в добычу. Что они мне ответят?

    - Но, вот, например, добывающее предприятие <Алроса> разве не гранит алмазы?

    - <Алроса> делает главное - добывает сырье. Их идея гранить собственные
    алмазы... Не думаю, что это правильно. Тут ведь как? Допустим, я -
    добывающее предприятие и у меня контрольный пакет акций вашего гранильного
    предприятия. И я как собственник все время стремлюсь сделать вам какие-то
    преференции. Поблажки, чтобы вы лучше развивались. И в конце концов в ущерб
    своей непосредственной деятельности я начинаю развивать ваш бизнес. Между
    тем моя задача - добыть нормальные алмазы и нормально продать их.
    И если вы, не дай бог, начнете терпеть убытки,
    то в голове у меня будет торчать мысль:
    как вам помочь? А зачем мне об этом думать, когда есть такие, как
    <Кристалл>, и сферы деятельность можно поделить?

    Инвестиции в Элтона Джона

    - Кто сегодня ваши конкуренты на рынке бриллиантов?

    - Как у производителей у нас конкурентов нет - все остальные предприятия
    намного меньше <Кристалла>, да и нашего качества редко кто добивается.
    Вопрос в другом: есть очень крупные дилеры - индусы, американцы, бельгийцы,
    израильтяне. Они скупают бриллианты и продают ювелирам.

    - А вы сами успешно продаете?

    - Мы тоже стараемся быть поближе к конечному потребителю Сейчас через
    американские торговые сети мы вышли непосредственно на ювелиров, держим
    своих представителей в Израиле, Антверпене, Гонконге, Нью-Йорке.
    Организуем представительство в Дубае.

    - На ваш взгляд, Арабские Эмираты - перспективный рынок?

    - Думаю, очень. Еще совсем недавно у них было модно носить на себе как можно
    больше золота. Или цветных камней. Сейчас они потихоньку снимают с себя эти
    побрякушки и начинают носить бриллианты. Хорошие бриллианты...

    Но на этот рынок выйти нелегко, он очень своеобразный. Клановый. Там, прежде
    чем открыть дело, надо получить разрешение правящей семьи. А мне нужна сеть
    магазинов, клиентская база... И мы едем туда. Или встречаемся здесь.
    Прокладываем путь в Саудовскую Аравию. Недавно вот подписали общее
    соглашение. Но, к сожалению, мы немножко опаздываем: там уже De Beers и
    Израиль, который выходит в арабский мир через американцев.

    - Кто еще может перейти вам дорогу?

    - Трудно конкурировать с Китаем. Китайцы берут просто упорством. У них есть
    маленькие гранильные фабрики, где люди из провинций работают ежедневно по
    двенадцать часов. Суббота - рабочий день, а на обед - миска риса.
    У них зарплата, допустим, в пятьдесят долларов считается за счастье, а у
    меня триста пятьдесят - мало. Если взять одинаковый камень, то у них затраты
    на него двенадцать долларов, а у меня - сорок. Бесплатный труд!
    Попробуй с ними поконкурируй!

    Но по поводу Китая я уже не сильно переживаю, поскольку пошла тенденция к
    улучшению качества товара. Все меньше и меньше людей хотят покупать барахло.
    Наоборот, все хотят товар получше. А что такое получше? Это выше затраты,
    выше трудоемкость. И здесь они за нами пока не успевают. И поэтому я
    убежден, что покупателей своих не потеряю. Пока китайцы доберутся до нашего
    качества, у них тоже зарплата подрастет. Вот с индусами сложнее. Основной
    бриллиантовый товар - индийский. Индийские производители просто захватили
    рынок. И если я даю отсрочку платежей на три месяца, то они могут дать ее на
    год. И у кого вы станете покупать при таких условиях? То-то. И все это они
    делают ради того, чтобы сбыть свой товар.

    Чтобы совсем уйти в отрыв от таких конкурентов, как индусы, <Кристаллу>
    необходимо всячески поддерживать высокий уровень качества продукции.
    Один из главных ресурсов для этого - кадры. <Кристалл> - это школа:
    прямо в цехе готовят огранщиков. Это учебный центр с отделением повышения
    квалификации для получения высшего или второго высшего образования.
    Это собственный вуз: в 1995 году при объединении создано
    отделение кафедры Смоленского филиала МЭИ <Оптико-электронные системы>.

    Кроме того, <Кристалл> ищет новые способы обработки алмазов. У предприятия
    давние научные контакты с геммологическими исследовательскими институтами.
    Ученые и инженеры специализированного конструкторского бюро <Кристалл>
    занимаются разработкой новых технологий. В частности, вместе с Ядерным
    центром в Сарове (бывший Арзамас-16) они разработали систему компьютерного
    моделирования бриллианта с нетрадиционными геометрическими параметрами (при
    идеальном соотношении параметров весь свет попадает в бриллиант, и этим
    достигается его максимальная игра; если хотя бы один параметр изменяется,
    света выходит меньше): придумали соотношение, при котором камень не будет
    выглядеть как бриллиант идеальной окраски, но будет выглядеть как бриллиант
    хорошей окраски, притом что имеет совершенно невообразимые параметры.
    Так нерентабельное сырье, которое не использовалось для ювелирной обработки,
    за соответствующую, пусть и не самую высокую, цену сможет найти своего
    покупателя.

    Инвестиции в новое оборудование на предприятии доходят до 2 млн долларов в
    год, в результате за последние десять лет техническая база заменена
    практически полностью. Средства вкладываются в исследования по
    совершенствованию техники и в разработку станков на базе самого <Кристалла>,
    а не только в покупку нового оборудования и инструментов. Тем более что
    готовые станки не всегда проходят испытания на месте. Вот, например, на один
    обдирный участок закупили бельгийское оборудование. А после прохождения
    технических испытаний пришли к выводу, что полностью поставить их на обдирку
    нельзя. Так что оставили на стадии предварительной обдирки, а окончательная
    проходит на российском оборудовании. <Не выдерживают эти западные станки
    конкуренции с нашими <гаврилками>, разработанными на ВПК и Сафоновском
    заводе. Не очень-то умеют трудиться на благо нашего отечества>, - говорят на
    <Кристалле>.

    Благодаря своим инновационным усилиям <Кристалл> может предложить такие
    формы огранки, которые больше нигде в мире не делаются. Например, в Японии
    они продвигают камень формы <амарант> с 81 гранью - свою собственную
    разработку. На мой обывательский взгляд, камень выглядит странновато: если
    на него посмотреть сверху, то на площадке видна пятиконечная звезда. <Это
    наше ноу-хау, - говорит Эдуард Штирбеску, - проанализировав японский рынок,
    мы пришли к выводу, что японцам нравятся камни таких параметров. Вообще
    параметры для японского рынка отличаются от параметров европейского или
    американского рынка. В каждой стране своя традиция и свои пристрастия:
    там идет только круглый, там - только чистый, там - только белый,
    а там - со звездой>.

    На американский, кстати, рынок смоленской продукции уходит на сумму более
    100 млн долларов в год. <Кристалл> через свои представительства в Нью-Йорке
    и в Лос-Анджелесе организует продажи, устраивает рекламные кампании:
    бриллианты <русской огранки> носят Уитни Хьюстон и Элтон Джон.
    Более того, пару лет назад в Лос-Анджелесе была создана
    компания Kristall Classics, она специализируется на производстве ювелирных
    украшений со смоленскими бриллиантами и их дистрибуции через
    ювелирные торговые сети Северной Америки.

    Чтобы поднять свой авторитет в глазах покупателей, <Кристалл> инициировал
    программу мониторинга и сертификации своей продукции. В частности, каждый
    бриллиант сопровождается <сертификатом происхождения> (Certifiacate of
    Origin) - это документальная гарантия высшего качества огранки и легального
    происхождения как алмаза, так и бриллианта.

    Кто подумает о марже

    Алмазы гранятся, бизнес идет, коллектив доволен. Но среди рабочих ходят
    слухи о возможных переменах. А в самом деле, что будет, если, например,
    главный и единственный акционер ОАО ПО <Кристалл> - государство - надумает
    продать предприятие? Об этом я и спросила у Юрия Ребрика:

    - Государство может начать продавать свои акции и выставить на аукцион
    пятнадцать, двадцать или пятьдесят процентов. Хорошо это или плохо? Не знаю.
    Если их купит физическое лицо, то, возможно, оно будет эффективно управлять
    предприятием. А может случиться и наоборот. Тысяча тому примеров, когда
    предприятие, перейдя в руки частного лица, разваливается. И потом, надо
    смотреть, какие цели ставит собственник. Одно дело, если он хочет расширять
    свой бизнес, и совсем другое, если он хочет стать монополистом.

    Сегодня девяносто процентов рынка российских производителей бриллиантов
    сосредоточено в руках трех серьезных игроков: смоленского завода <Кристалл>,
    <Алроса> и Leviev Group. И если акции <Кристалла> выставить на продажу, их
    может купить кто-то, кто уже имеет половину рынка, и в его руках
    сосредоточится девяносто процентов. Придет человек, который будет диктовать
    цены.

    - Сколько лет вы занимаетесь бриллиантами?

    - Тридцать. Окончил МЭИ, поработал в комсомоле, потом пришел сюда,
    заместителем начальника цеха. И вот доработался до этого кресла.

    - Бриллианты - это <ваше все>?

    - Ну а как вы думаете? Предприятие все время развивается, жизнь идет вперед.
    То, что делалось на <Кристалле> двадцать-двадцать пять лет назад, - уже
    прошлый век. Мы все время придумываем что-то новое, делаем все более
    качественный товар. Люди хотят приобретать и дарить бриллианты. Поскольку
    это вложение денег и уважение к тому, кому даришь.

    - Какие у вас есть идеи на тот случай, если вы сможете закупать еще больше
    сырья?

    - Если получится закрепиться в стабильности роста объемов производства, а
    следовательно, и объемов реализации, то следующая ступень будет связана с
    ориентацией на конечного потребителя. Здесь не нужно придумывать велосипед.
    За образец можно взять маркетинговую деятельность De Beers. Они, до недавних
    пор не занимаясь производством бриллиантов (за исключением небольшой опытной
    работы в Департаменте бриллиантов), тем не менее всегда рекламировали
    готовые изделия с бриллиантами: Diamond is forever. Реклама продукта - через
    идею, которая стоит за ней. Рекламировали украшения с бриллиантами, в то
    время как их основная деятельность - торговля алмазным сырьем. Мы теперь
    тоже рекламируем свою продукцию в ювелирных изделиях в глянцевых журналах.

    - А не может ли случиться так, что бриллиантов на рынке станет слишком
    много?

    - Почему не может? Может. Вот, например, 2000 год, Миллениум... Каждый к
    этой дате собирался дарить своим близким подарки, в том числе и бриллианты.
    Поднялся ажиотажный спрос на украшения. Цены выросли. Производитель
    стремился выбросить на рынок как можно больше товара. Рынок все наполнялся и
    наполнялся. Но вот Миллениум позади. Рынок по-прежнему насыщен, но людям уже
    не нужно так много бриллиантов. И цены сразу упали почти на двенадцать
    процентов. Потом, потихоньку, к 2002-2003 годам рынок разгрузился, люди
    снова стали потихоньку покупать.

    - Кто выживает во время обвального падения цен?

    - Некоторые малые гранильные предприятия у нас в Смоленске в 2001 году
    получили убытки от одного до полутора миллионов долларов. <Кристалл> выжил
    за счет своего оборота. И, слава богу, сегодня такие мощнейшие компании, как
    De Beers, выставляя сырье на рынок, всегда думают о покупателе, о нашей
    марже - чтобы не закрутить такие цены, от которых мы протянем ноги. Ведь
    если идет бизнес у нас, у бриллиантщиков, соответственно, идет он и у
    производителей сырья. Вот о чем надо сегодня думать. Государству же мы хотим
    пожелать взять за образец все лучшее, что делается в Израиле, в Эмиратах, в
    Америке для поощрения внутреннего производителя. Такого поощрения, как с
    Тольятти, когда каждый год повышаются ввозные пошлины на автомобили, а
    машины как были плохими, так и остаются, нам не надо.



    Источник: <Эксперт>, N20 (423) от 31 мая 2004 г.
    <a href='http://www.jewellernet.ru/info/news/lenta/2004_05_31_09_46_15.html' target='_blank'>http://www.jewellernet.ru/info/news/len ... 46_15.html</a>

Поделиться этой страницей